Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 15:32

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
elena_belyaeva456

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в работе учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии:

  1. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — утренняя гимнастика, динамическая пауза, релаксация, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игры с природными материалами: песком, водой, бросовым материалом и др.);
  2. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду).
  3. Коррекционные технологии: сказкотерапия, логоритмические упражнения, песочная игротерапия.

Актуальность темы  

Познакомимся подробно с коррекционной здоровьесберегающей технологией Песочная игротерапия.

Я заметила, что детям очень нравятся игры и занятия в комнате Песочной игротерапии. Занятия в песке помогают мне заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют увлекательные задания по многим направлениям программы (рисованию, конструированию, формированию ЭМП, развитию речи на основе ознакомления с окружающим, сенсорному развитию и развитию игре).

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной форме передаём ему наши знания и жизненный опыт.

Актуальность данной темы вижу в том, что дети с ограничениями здоровья становятся более общительными, спокойными, внимательными, активными и самостоятельными, могут подолгу спокойно заниматься в песке, выполнять различные задания по ознакомлению с формой с использованием природного материала и игрушек.

Играя в песок, ребёнок непроизвольно массирует свои ладошки, что помогает развитию мелкой моторики рук и координации движений.

На кого рассчитана работа

Игры и занятия с использованием Песочной игротерапии рекомендована детям всех возрастов и различного уровня развития, а также родителям, педагогам и различным специалистам. Мои наблюдения показывают, что занятия в песке положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, песок поглощает негативную энергию, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию фантазии и творческого воображения.

Сами занятия в песке с детьми с ОВЗ по формированию представлений о форме помогают в более интересной форме сформировать и закрепить полученные знания и умения на традиционных занятиях. Поэтому могу смело сказать, что игра в песок является прекрасным средством для развития ребёнка.

Терминология, пояснения.

Проблема формирования сенсорных эталонов детей с проблемами в развитии,  в истории  педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие ученые как, Е.З.Безрукова, В.В.Богусловский, Б.Н.Блехер, А.А.Венгер, А.В.Запорожец, Б.Н.Блехер, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель и др. Эта проблема и остается актуальной в специальной дошкольной педагогике, так как способствует развитию отдельных систем чувствительности и способности их объединения в комплексы, развитию мышления и речи для дальнейшего развития культуры чувственного познания. Знание системы сенсорных эталонов составляет фундамент общего умственного развития ребенка, и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видах труда.

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра, пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), три величины (большой, средний, маленький). Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах (Пилюгина И. Г.). Исследования показывают, что дети сначала выполняют выбор по форме, потом по величине, потом по цвету.

           «Усвоение сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами… в результате действий восприятия, направленных на обследование формы и цвета, отношений по величине. Овладение эталонами осуществляется в продуктивных видах деятельности» (Мухина В.С.).

Эталонами формы, - отмечает Венгер Л.А., -  служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия формы предмета – его контур и может быть использованы в качестве образцов при восприятия формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности.

         Ознакомление детей с эталонами формы является частью сенсорного воспитания ребёнка.

Сенсорное воспитание – это совершенствование ощущений, восприятий, представлений, которые играют роль в непосредственном чувственном познании действительности (Венгер Л.А., А.В.Запорожец, Виноградова А.Д., Поддъяков Н.П.). «Сенсорное воспитание имеет своей целью развитие зрительного слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, для формирования у него высших корковых функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе»

Вопросы подготовки к школе детей с церебральным параличом имеют большое значение учитывая специфику самого заболевания. Детский церебральный паралич проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. Всё это мешает развитию их познавательной деятельности и подготовки к школе.

В связи с этим возникает необходимость поиска оптимальных путей формирования представлений о сенсорных эталонах детей дошкольного возраста с ограничениями здоровья.    

Представление о форме предметов является одним из важных сенсорных понятий в отборе доступных детям сведений об окружающем мире и воспитания на этой основе чувственного и рационального познания, которая образует единую познавательную деятельность. В свою очередь чёткое восприятие именно формы является базой умственного развития ребёнка, способствует более успешному формированию речи ребёнка и других психических процессов и влияет на способность активного познания окружающего мира.

Как организована эта работа

Для своей работы я использую:

  1. Переносные песочницы, ящики и подносы произвольных размеров для занятий и различных игр с детьми с различными наполнителями: песок, крупа, манка, бобовые и прочие экологически чистые материалы.
  2. Разнообразный игровой и бросовый материал.
  3. Мелкие игрушки (фигурки зверей, людей, деревья, цветы, манинки и др.), совочки, формочки, ведёрки, пластиковые буквы и цифры,
  4. Различные геометрические плоскостные фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, овалы, треугольники) и объёмные
  5. Картотека игр и занятий.
  6. Конспекты занятий (групповых и индивидуальных).
  7. Методическое пособие «От замысла до результата». \ Сост. Михайлова Л. Г., Иванова Е. Е., Карпова Н. А., педагогический коллектив ГДОУ №19. – СПб, 2006.

Используемая литература

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: изд. РГПУ им. Герцена «Союз», 2002.-479с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 1978. – 96с.
  3. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников.: Просвещение, 1963. –228с.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Владос, 2001. - 219с.
  5. Методическое пособие «игры и занятия с природным и рукотворным материалом». – СПб.: «СОЮЗ», 2005. – 103с.
  6. Пилюгина Э.Г., Венгер А.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Сенсорное воспитание дошкольников. \ Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. _М.: Академия пед. наук РСФСР, 1963.-227с.
  8. Методическое пособие «От замысла до результата». \ Сост. Михайлова Л. Г., Иванова Е. Е., Карпова Н. А., педагогический коллектив ГДОУ №19. – СПб, 2006.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024